ДепДела.ру в Facebook | ДепДела.ру  ДепДела.ру в Google Плюс | ДепДела.ру  ДепДела.ру в Твиттере | ДепДела.ру  ДепДела.ру в ВКонтакте | ДепДела.ру
Главная страница ДепДела.ру Служба поддержки Карта сайта
Лидеры мнений
Статистика сайта
Опрос дня
За кого будете голосовать 18 марта?:
Календарь
суббота, 18 января 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
ВКонтакте:
Аналитика и статистика
Полезное:
Мысли о Российском образовании. Из присланного.
28.08.2013

«Я боялся, что меня и на этот раз не услышат»
Б. П. Эфраимзон, выдающийся ученый-генетик.
«О величии эпохи спросите у раздавленных ею»
Владимир Шендерович, писатель.


Наш мир ожидает новый тип сегрегации – сегрегация интеллектуальная. Хотя практически всеобщее среднее образование – реальность, но пропасть между учеными и среднестатистическими людьми растет все ускоряющимися темпами. Школьных знаний недостаточно, чтобы понять основы инженерных и научных областей; быстро меняющаяся техника уже требует нового инновационного инженера. Ученые теряют связь с остальным обществом, ибо говорить о задачах, стоящих перед научным сообществом бесполезно, просто их не поймут. Вообще не поймут и не в деталях – даже в базовых проблемах.

 Как справедливо замечает, например, Алексей Кравецкий, «Можно сколько угодно убеждать «касту ученых», что остальные не хуже. Учёные про них и не думают, что они — хуже. Про них думают, что они — не учёные. Бери учебники, сиди за ними двадцать лет — и вуаля, ты с нами. Однако вполне понятно, что чисто технически так сделать могут только считанные единицы и то, если очень повезёт.

Вход демонстративно открыт для всех, но при этом войти всё труднее. На горизонте уже отчётливо видна интеллектуальная сегрегация.
 Единственный выход из всего этого — как можно более быстрый переход ко всеобщему и весьма интенсивному образованию. Не упрощение «среднестатистической» школьной программы, а усложнение — ведь средний уровень образованности, требуемый для преодоления будущего расслоения, существенно выше нынешнего. Мотивация к «пожизненному образованию» — то есть к обучению и после института тоже, во время работы. Создание для этого условий и введение обязанности работодателя отводить часть рабочего времени под учёбу персонала».

Концепция постоянного образования находит реальное воплощение в многих странах Европы, США, Канаде и Японии. Будучи в командировке в Норвегии, я остановился в гостинице небольшого городка, и с удивлением обнаружил, что весь ее первый этаж составляли учебные классы, где повышали свой интеллектуальный уровень местные жители.

В России разговоры об упадке системы российского высшего и послевузовского образования ведутся давно. Но при этом мнение властей предержащих – как верховных, так и Министерства образования – было неопределенным. Неясными были официальные критерии эффективности, без ответа оставались вечные вопросы "Кто виноват?" и "Что делать?". Немота была прервана после избрания Владимира Путина в президенты весной 2012 года. Новый президент напомнил: ситуация в российском образовании если не плачевная, то тревожная, чему будто бы есть непреложное свидетельство — международные рейтинги: ни один российский учебный институт не попал в первую сотню университетов мира.

Однако «в  России начиная с советской эпохи основными научными институциями стали не университеты, а организации в системе Академии наук. Вообще функция образовательного института не столько производство новых смыслов и знаний, сколько их ретрансляция студентам. Хороший и даже блестящий лектор — далеко не всегда выдающийся ученый. И наоборот. Выражение "кабинетный ученый" — не только словесный штамп. Служенье науке, как и служенье муз, не всегда любит "суету". Несомненно, самые известные российские университеты должны быть и научными центрами. Но уровень науки в институте сам по себе о качестве образования свидетельствует мало» - отмечает профессор МГУ Андрей Ранчин.

Далее он замечает, что «Иностранные студенты в российских институтах учатся, но их присутствие далеко не всегда свидетельствует о качестве образования в учебном заведении: нередко российский институт выбирается по причине относительно низкой стоимости обучения.

Количество иностранных профессоров — тоже критерий, который хромает. Для гуманитарных дисциплин, изучающих национальную историю и культуру, оно, например, никогда не может быть показательным. Зато является показателем финансовой состоятельности университета. Российские институты в большинстве своем предложить соблазнительные контракты иностранным преподавателям не могут. За границей иностранный специалист обычно преподает на английском. В российских условиях такой вариант не всегда приемлем.  Не потому, что студенты плохо знают английский. Большая часть как раз знает, и очень неплохо. А потому, что традиция преподавания на иностранных языках в России не укоренена. Повторяться по поводу комфорта и дискомфорта как обстоятельств, способствующих работе за рубежом или от нее отвращающих, не буду».

17 ноября 2012 года министр образования Дмитрий Ливанов в эфире информационной телепередачи "Вести в субботу с Сергеем Брилевым" на канале "Россия 1" разъяснил стране и миру, кто такие, по его мнению, институтские преподаватели, получающие по двадцать — тридцать тысяч рублей в месяц. "Давайте себе представим московский вуз. Средняя зарплата преподавателя — 20 — 30 тысяч рублей. Как это назвать? У меня есть несколько версий того, чем это может объясняться. Версия первая: это просто преподаватели невысокого уровня, готовые работать за эти деньги. Версия вторая: это преподаватели, которые подрабатывают в нескольких вузах, перебегая между ними. Версия третья: они просто перекладывают часть расходов по своему содержанию на студентов. И в том, и в другом, и в третьем случае такой вуз не может называться эффективно работающим...", — заявил главный начальник российского образования.

Дмитрий Ливанов, до недавнего времени занимавший должность ректора в московском Институте стали и сплавов, продемонстрировал совершенное незнание реальной ситуации. Стыдно за зарплаты должно быть не педагогам, а тем, кто им такие зарплаты установил, — то есть прежде всегоМинобразу.

По результатам исследования, проведенного под руководством Филипа Альтбаха и обнародованного газетой "The New York Times", "хуже всего приходится молодым преподавателям в Китае ($259 в месяц — рассчитано с помощью индекса, использованного в данном исследовании), им платят меньше, чем коллегам в Армении ($405) или Эфиопии ($864). В Канаде, где начальная зарплата преподавателя в среднем составляет $5733, а полноценные профессора получают в среднем $9485, у преподавателей есть больше причин радоваться, чем у их коллег в Соединенных Штатах, где молодым преподавателям платят в среднем $4950, а профессорам $7358. По этому показателю Америка оказывается позади Италии ($9118), Южной Африки ($9330), Саудовской Аравии ($8524), Великобритании ($8369), Малайзии ($7864), Австралии ($7499) и Индии ($7433)". Место России в этой грустной статистике — ниже Китая и Эфиопии.

Обособленное положение науки в России отмечает Константин Белов (Калифорнийский университет, Лос – Анжелес), который считает, что американские модели национальных лабораторий и вузовских исследований России не подходят. Поиски модели управления российской наукой не должны вести в США. Тамошняя система имеет целый ряд издержек: расходы национальных лабораторий огромны и неэффективны, а вузовская наука не позволяет создавать и поддерживать научные школы. Отличие российской науки от западной — не недостаток, а конкурентное преимущество, которое следует использовать.

Далее Константин Белов предлагает:
 1. Необходимо сохранить и укрепить уникальную российскую научную школу, рассматривая ее отличия от западных моделей не как недостаток, а как серьезное конкурентное преимущество. Россия выпускала высококлассных инженеров, ученых, исследователей. Не беда, что в России не существовало звания бакалавра и в школе учились 10 лет, а не 12. Западные институты легко подстраивались, принимая наших выпускников, понимая, что их уровень значительно выше, чем уровень их собственных бакалавров — специалистов по отверточной сборке.
 2. В рамках укрепления и развития уникальной российской научной школы необходимо предоставить ученым большую независимость. Для этого необходимо предусмотреть выплату небольших стипендий кандидатам наук и докторам наук напрямую из централизованного госфонда, а не через кассу по месту работы. Размер стипендий должен представлять из себя лишь небольшую доплату к средней зарплате ученого.
 3. По аналогии с доплатой за ученые степени ввести поощрительные выплаты всем активно работающим ученым за научные публикации, как это делают сегодня некоторые институты РАН и вузы.
 4. Российская наука должна помогать развитию прежде всего российской экономики, российской индустрии и российских наукоемких предприятий. Целесообразно установить повышающие коэффициенты по доплатам стимулирующего характера за статьи, опубликованные сначала на русском языке, а уж позднее, возможно, переведенные на иностранные. Если соответствующий интерес появится у иностранных журналов, они сами будут переводить статьи с русского языка, как делали это в прошлом.

Большинству наших промышленников гораздо проще понять работы, опубликованные на родном языке. Именно он и должен быть приоритетным. И не надо бояться снижения рейтинга российской науки в мире. Многие российские ученые работают с западными коллегами, так что поток статей на иностранных языках никуда не денется.

Я не могу согласиться на предложение сделать статьи на русском языке приоритетными, так как это не позволит влиться в общий поток мировой науки. Вот например, многие мои статьи печатаются в Китае, но обязательно с параллельными текстами на английском и китайском, а журнал «Polyurethane» опубликовал мою статью сразу на трех языках: немецком, английском и русском. Вероятно, надо подумать об издании ряда российских журналов одновременно на русском и английском языке, как это сделало ВГАСУ в журнале «Вестник Воронежского архитектурно – строительного университета», где я являюсь членом редколлегии.

Закон о РАН был принят Государственной думой во втором чтении через день после первого чтения.  Устрашающая оперативность! Интересный анализ этого закона провел директор журнала «Знание – сила» Игорь Харичев. Его прежде всего «удивляет формулировка в пункте 3 статьи 2 закона: «Российская академия наук создается в целях обеспечения преемственности и координации фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых в Российской Федерации…» Здесь ключевое слово «создается». А далее по всему тексту натыкаешься на фразы типа: «Российская академия наук, учрежденная настоящим Федеральным законом...». Получается, что следствием принятия данного закона будет появление новой РАН, не связанной с нынешней, насчитывающей без малого 300 лет! Зачем это нужно? С высокой долей вероятности для того, чтобы исключить в будущем возможные имущественные претензии со стороны академии. Ради этого перечеркивается славная история РАН — на это не пошла даже советская власть. В ином случае было бы написано так, как в первом пункте устава РАН, принятого в 2007 году: «Российская академия наук учреждена по распоряжению императора Петра I Указом Правительствующего сената от 28 января (8 февраля) 1724 г. Она восстановлена Указом Президента РСФСР от 21 ноября 1991 г. № 228 "Об организации Российской академии наук" как высшее научное учреждение России. На территории Российской Федерации Российская академия наук является правопреемницей Академии наук СССР».

Для чего же создается-учреждается РАН? Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7, основными задачами Российской академии наук являются: «участие в организации, координации и проведении фундаментальных и поисковых научных исследований, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в разработке и согласовании программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период». Обратите внимание: не организация, координация и проведение научных исследований, а лишь «участие в организации, координации и проведении». Кто же организует, координирует, проводит? На этот вопрос ответа нет.

Любопытно в законе всё, что касается независимости РАН. Пункт 2 статьи 15 гласит: «Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и их должностные лица не вправе вмешиваться в деятельность Российской академии наук, принимать решения, препятствующие осуществлению задач и функций Российской академией наук». Но в то же время статья 3 разъясняет: «Устав Российской академии наук, а также изменения в него принимаются общим собранием Российской академии наук в порядке, установленном настоящим Федеральным закономи утверждаются Правительством Российской Федерации». Разве положение о необходимости утверждения правительством РФ устава РАН, принятого общим собранием, не является покушением на независимость РАН? А в статье 5 сказано: «Российская академия наук может быть реорганизована на основании федерального закона». То есть не общим собранием РАН, а решением Госдумы. Где же независимость Академии? Ее независимость, очевидно, возможна лишь в жестких рамках, определяемых чиновниками. Этакая «управляемая» независимость под присмотром надежных людей.

Не менее значителен пункт 9, согласно которому «Научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за  научными организациями Российской академии наук. Указанный федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль за использованием федерального имущества, переданного научным организациям, в соответствии с их уставными целями». Под специально уполномоченным органом исполнительной власти подразумевается также упоминавшееся Ливановым Агентство научных институтов или, как его можно с полным основанием назвать, госкорпорация Роснаука. Обратите внимание, этому органу исполнительной власти передаются научные организации, а не только их имущество! То есть институты вместе с трудовыми коллективами. Но в этом случае агентство руководит и их научной деятельностью, включая кадровые вопросы. То есть ничего не изменилось в законе после второго чтения, и РАН становится всего лишь клубом заслуженных ученых. Чем это грозит, уже обсуждалось в статье «Конец российской науки – 2». Но стоит еще раз подчеркнуть: судьба институтов намного важнее судьбы академиков, поскольку нынешняя российская наука сосредоточена преимущественно в академических институтах. Будут уничтожены институты — исчезнет отечественная наука.
Пункт 10 таит в себе подводную впадину, куда может ухнуть заметная часть сохраненной РАН государственной собственности: «До передачи научных организаций в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, не подлежат изменению организационно-правовая форма, в которой созданы организации, подведомственные Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, вид вещного права (оперативного управления, хозяйственного ведения, постоянного бессрочного пользования), на котором за указанными организациями закреплено имущество, а также его состав, за исключением случаев принятия решений об использовании земельных участков (в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества), предоставленных таким организациям, в целях, установленных Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства"». То есть некоторые чиновники смогут содействовать строительству элитного жилья в достойных местах.

Ну и, конечно, крайне важен для судьбы научных институтов пункт 11, гласящий: «В наименовании научных организаций, переданных в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, указывается их принадлежность к Российской академии наук, учрежденной настоящим Федеральным законом. Руководители таких научных организаций назначаются на должность и освобождаются от должности по согласованию с президиумом Российской академии наук и после одобрения их кандидатур Комиссией по кадровым вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию». Это явное отступление от нынешних демократических принципов РАН, согласно которым директора научного института избирает коллектив, а затем его утверждает (или не утверждает) тайным голосованием соответствующее отделение и окончательно утверждает президиум РАН. После принятия закона коллективы институтов отстраняются от процесса назначения директора — кандидатура должна пройти согласование в президиуме и получить одобрение нового органа, Комиссии по кадровым вопросам Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Но кто назначает, в законе не сказано. Вероятно, пресловутое Агентство научных институтов. Что подтверждает сохранившееся намерение оторвать институты от новой РАН. Зачем же тогда указывать принадлежность к ней научных организаций?! Чепуха какая-то»,- заканчивает Игорь Харичев.

Основываясь на вышеприведенном анализе закона можно с уверенностью предположить «что главный побудительный мотив проводимой реформы — стремление определенной группы взять под полный контроль финансовые потоки в сфере науки и собственность, прежде всего недвижимость РАН. И легковесным, если не сказать ангажированным, кажется недавнее утверждение Леонида Радзиховского, что это не может быть причиной, поскольку здания у институтов не так-то легко отнять. Отнимать здания у институтов, выбрасывая мебель и выгоняя сотрудников на улицу, никто не будет — зачем лишний шум? Но после слияния трех или четырех институтов в один и сокращения численности сотрудников тоже в три или четыре раза как-то совершенно случайно окажутся свободными здания, скорее всего, в центре Москвы, Петербурга, Екатеринбурга и далее по списку региональных отделений РАН, и тогда уже ничто не помешает продать их. Благо, методика прекрасно отработана Оборонсервисом.

Можно предположить еще одно тайное намерение власти, толкающее ее на отъем институтов у РАН: академические институты были в советское время и остаются организациями, в которых работают независимые по духу и критически относящиеся к власти люди. Перевод институтов под крыло Агентства, назначение директоров превращает научных сотрудников в обычных бюджетников, наподобие учителей и врачей, которыми легко помыкать, которых можно заставить правильно голосовать, ходить на правильные митинги, которых не страшно включать в избирательные комиссии. Кто знает, может, и это сыграло свою роль», - делает обоснованный вывод Игорь Харичев.

Сатирически взглянул на реформу РАН критик ее под псевдонимом «Козьма Пруткофф», который предлагает следующие поправки к федеральному закону «О Российской академии наук…». Здесь я привожу как пример несколько таких поправок, настоятельно рекомендуемых автором к принятию.

№ п/п
Статья, пункт, абзац
Текст,к которому предлагается поправка
Новая редакция текста законопроекта с настоятельно предлагаемой поправкой
1.
Ст.5
Российская академия наук может быть реорганизована на основании федерального закона.
Российская академия наук может быть реорганизована, преобразована, переименована, перекомпанована, ликвидирована, имитирована, распущена, опущена, оболгана, раздолбана, залапана, заляпана, замочена, заморочена, оплевана, замордована, унижена, обижена, осмеяна, развеяна, обругана, запугана, облаяна, охаяна, посечена, искалечена, на основании федерального закона, который примет Государственная Дума единогласным голосованием при неявке двух фракций.
2.
Гл. 3,
ст. 8, п. 5
В случаях и порядке, предусмотренных уставом Российской академии наук, академик или иностранный член Российской академии наук может быть лишен звания и исключен из членов Российской академии наук.
Академик или иностранный член Российской академии наук, далее именуемый ренегатом, может быть лишен звания и исключен из членов Российской академии наук, лишен ученых степеней и ошельмован в средствах массовой информации:
1) за неуважительные отзывы о министре образования и науки, который является единоличным исполнительным органом;
2) за высказывания, оскорбляющие чувства верующих, сделанные публично либо в приватной обстановке;
3) за недобросовестное выполнение дополнительных обязанностей, перечисленных гл.3,статье10, пункте3 данного федерального закона.
3.
Гл. 3,
ст. 9, п. 2
Выплата ежемесячных академических стипендий Российской академии наук прекращается с момента лишения лица звания академика Российской академии наук и исключения из членов Российской академии наук
Выплата ежемесячных академических стипендий Российской академии наук прекращается с момента лишения лица звания академика Российской академии наук и исключения из членов Российской академии наук.Ренегат обязывается выплатить всю сумму, полученную им ранее за все годы пребывания членом Российской академии наук. В случае невозможности возвращения всей суммы имущество ренегата подлежит конфискации, а его самого вываливают в перьях, сажают на осла задом наперед и трижды провозят по Садовому кольцу.
4.
Гл. 6,
ст. 18,
 п. 9
Научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за научными организациями Российской академии наук. Указанный федеральный орган исполнительной власти осуществляет контроль за использованием федерального имущества, переданного научным организациям, в соответствии с их уставными целями.
Научные организации Российской академии наук, Российской академии музыки имени Могучей Кучки, клиники акушерства и гинекологии имени  Марии Магдалины, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за научными организациями Российской академии наук и именуемого далее «Академсервис».
«Академсервис»:
1) осуществляет контроль за использованием федерального имущества, переданного научным организациям, в соответствии с их уставными целями; выселяет научные организации из занимаемых ими зданий и сдает внаем освободившиеся площади;
2) внедряет подобающую идеологию; создает личность нового типа; проводит разъяснительную работу, как нужно любить начальство;
3) назначает, увольняет и заменяет директоров; разрешает и запрещает темы научных исследований; ликвидирует не приносящие дохода отрасли научных знаний; передает признанные неэффективными организации, подведомственные Российской академии наук, в подчинение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Хабаровского края;
4) осваивает и направляет финансовые потоки, производит усушку и утряску; назначает зарплату и распределяет премии; ликвидирует аспирантуру и лишает надбавок за степень; разрабатывает типы форменной одежды для сотрудников и размещает заказы на их производство;
5) вводит военное положение; объявляет институты режимными объектами и засекречивает информацию об их деятельности;
6) шельмует ренегатов в средствах массовой информации и направляет их на принудительное лечение; лишает научных степеней и исключает из членов Российской академии академиков или иностранных членов Российской академии наук в случаях, перечисленных в гл.3, статье10, пункте3 данного закона;
7) вручает государственные премии и медали, грамоты и памятные знаки; организует досуг академиков Российской академии наук и проводит оздоровительные мероприятия; создает при Президиуме Российской академии наук Клуб веселых и находчивых, Кружок мягкой игрушки, Кружок кройки и шитья, секцию по езде на санках, курсы по овладению музыкальной грамотой и обучению навыкам оказания первичной медицинской помощи;
8) собирает космические корабли, осуществляет их запуск и последующую утилизацию обломков.
10. В случаях последующего ареста сотрудникам «Академсервиса» гарантируется выходное пособие в размере 40000000 (сорока миллионов) долларов по текущему курсу Центрального банка.
 
 
Какая горькая сатира, тем более, что опыт подобной работы Российских парламентариев позволяет надеяться, что для них нет ничего невозможного.
Рассматривая опыт СССР, профессор Вадим Ротенберг (Израиль) отмечает, что в СССР понятие «элита» было почти бранным словом, но деваться некуда – функционирование элиты любого сообщества, способ ее формирования в значительной мере определяют успешность существования данного сообщества. За примером далеко ходить не надо – лишите армию командного, офицерского состава, и результат будет плачевным.

В результате революции 1917 г. и Гражданской войны в России была физически уничтожена или изгнана из страны практически вся элита общества – дворяне, помещики, купцы. Такого удара – лишения элиты – никакое сообщество вынести не может, и Россия, естественно, также не
Warning: Unknown: open(/tmp/sess_cl9gef256qn46qpts7bulmdl10, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/tmp) in Unknown on line 0