31.10.2013
В интервью проекту «Москва наций» Елена Омельченко рассуждает о том, что мешает интеграции трудовых мигрантов в российское общество, и мерах, которые
должно предпринять государство, для того чтобы это исправить.
-Существует ли, по вашему мнению, в Москве межнациональная напряженность? В чем ее причины?
- Безусловно, существует, и в последние годы чувствуется, к сожалению, все более остро. Главной ее причиной является рост миграции в Москву из зарубежных
государств и национальных субъектов РФ. На бытовом уровне конфликты возникают из-за различия в повседневном поведении, несоблюдения многими приезжими норм, официальных и негласных законов жизни в московском обществе. Большую роль в эскалации неприязни играют, к сожалению, СМИ. Они делают акцент на негативных аспектах миграции и межнациональных контактов, и практически не рассказывают о позитивных событиях. Существенно влияет на формирование негативных стереотипов по отношению к представителям близлежащих государств низкий уровень владения ими русским языком. По отношению к внутренним мигрантам, например, из кавказского региона, немаловажную роль в формировании негативных стереотипов играют экономические причины –
приезжающие в Москву молодые люди из регионов-доноров северокавказского ареала, например, по сравнению с многими московскими сверстниками, хорошо
обеспечены, что большинство москвичей считает незаслуженным. Это приводит к формированию у жителей, особенно у молодежи, чувства обиды, несправедливости,
раздражения. Совокупность этих факторов приводит к формированию мигрантофобии и ксенофобии у многих жителей Москвы. К сожалению, подавляющее большинство москвичей плохо знает историю становления российского государства как традиционно многонационального. Как это часто бывает, негативный опыт последнего десятилетия перечеркивает многое позитивное, происходившее ранее.
-На учете ФМС по Москве на декабрь 2012 года находилось 460 000 человек. Это те граждане, которые въехали в город на законных основаниях. А есть ли способы подсчета нелегальных мигрантов?
-В СМИ и общественных дискурсах при обсуждении темы нелегальной миграции наблюдается определенная подмена понятий. Проблема ведь не в нелегальной
миграции как таковой (абсолютное большинство находящихся в Москве жителей зарубежных стран въезжают легально, на законных основаниях), а в нелегальной
занятости, нелегальной трудовой деятельности иностранцев. Опять же, проблема в определении «мигрант» (мы часто сталкивались с ней в повседневной
работе, проводя исследования и пытаясь оценить число учащихся из семей мигрантов в московских школах). Кого считать мигрантом: человека без постоянной
регистрации по месту жительства в Москве? Человека, въехавшего в Москву в течение последнего года, трех, пяти лет? Человека, родившегося не в Москве? К каждому из этих толкований найдется большая доля возражений и исключений. Москвич-обыватель ведь часто выражает свое негативное отношение к людям, родившимся и давно живущим в Москве, но имеющим ярко выраженный нерусский антропологический облик и не считающим русский родным языком.
Оцениваячисло собственно нелегальных мигрантов – нелегально въехавших на территорию России в течение последнего года и оказавшихся в Москве, могу сказать, что
вряд ли их число превышает сотню тысяч человек. Слишком это ныне рискованное дело – нелегальный въезд в Россию. А вот определяя число нелегально работающих
или подрабатывающих граждан иностранных государств, вполне можно удвоить официальные данные ФМС (особенно учитывая вновь присоединенные к Москве территории). Официальных способов подсчета не знаю, могу давать только экспертную оценку, экстраполируя, опять же, данные подсчетов учащихся иностранных мигрантов в школах Москвы: что фигурирует в официальных данных и какова ситуация на самом деле.
-Что нужно изменить в миграционном законодательстве РФ, чтобы эффективнее управлять пребыванием в стране иностранных граждан?
-Считаю, что наше миграционное законодательство сейчас весьма хорошо отвечает потребностям времени. Главной проблемой остается коррупция в
правоохранительных и надзорных органах, слишком тесные связи и круговая порука, сложившаяся во взаимодействии местных органов ФМС и полиции с бизнесменами, использующими иностранную рабочую силу (зачастую нелегально) и некоторыми диаспорами. Для повышения эффективности миграционной политики нужны политическая воля, постоянный контроль над исполнителями на местах и во всех вертикалях власти, желание реально изменить ситуацию в стране, а не просто красиво отчитаться.
-Как Вы оцениваете перспективу по введению визового режима в России для граждан СНГ?
-Считаю, что строгого соблюдения ныне действующего миграционного и трудового законодательства вполне достаточно для решения накопившихся проблем.
Введение визового режима – это возможность нового витка коррупции и одновременно – значительное осложнение образовательной, культурной и гуманитарной миграции для жителей близлежащих государств, что не соответствует целям действующей Концепции государственной миграционной политики РФ.
-Что нужно сделать, чтобы снизить градус ксенофобии по отношению к гражданам, приехавшим в Москву, вообще – в Россию из других государств?
-Нужно предпринимать меры по повышению уровня информационной грамотности жителей Москвы – в том, что касается традиционной многонациональности
города, например. Нужно дать людям, не владеющим в достаточной степени русским языком, возможность выучить его – и выучить бесплатно. Как я уже говорила,
нужно, чтобы в СМИ появлялась информация не только о негативном опыте взаимодействия представителей разных национальностей, но и о положительных примерах общения.
Но главное средство профилактики ксенофобских настроений – поддержка государством проектов, в которых граждане могли бы получить личный позитивный опыт
межнационального общения
.Этотподход особенно важен для детей и молодежи.
-Должны ли быть «национальные школы» в Москве? Нужно ли вводить в общеобразовательных школах какие-то предметы, связанные с языком, культурой этнических меньшинств?
- Конечно, в повседневной работе школы обязательно должна быть возможность знакомства учащихся с языковым и культурным многообразием мира. Дети
должны расти с убеждением, что каждый человек – ценность, и его этническая принадлежность также ценна и интересна. Форм и методов для этого разработано
множество, проблем для реализации – две: отсутствие необходимого финансирования и недостаточный уровень подготовки (квалификации) педагогов по данным
вопросам, а порой – и их психологическая неготовность к разговору с детьми на эти темы.
-Как вы считаете, должны ли иммигранты, приезжающие в Россию, получать полис обязательного медицинского страхования?
-Да, и считаю эту меру крайне необходимой. Введение обязательного медицинского страхования въезжающих на территорию РФ, вне зависимости от наличия или
отсутствия визового режима между странами, - это то, что действительно нужно. Как нельзя въехать на машине без «зеленой карты» (страховки ОСАГО) в
страны Шенгена, Беларусь и Украину, так не должно быть и возможности въезда в Россию без оплаченной медицинской страховки.
Крометого, при заключении межгосударственных соглашений о привлечении иностранной рабочей силы необходимо учитывать семейный аспект миграции. То есть
возлагать на работодателя ответственность за оплату медицинской страховки не только самого работника, но и членов его семьи, если он сюда едет вместе с женой и детьми. С точки зрения перспектив интеграции – семейная миграция более выгодна России, чем въезд отдельных иностранных работников. Приезжая с
семьей, человек в большей степени ориентирован на соблюдение законов, на включение в существующее общество, на более быструю адаптацию. Но члены семей
не упоминаются практически ни в одном нормативном документе и межгосударственном соглашении, имеющем отношение к трудовой миграции и регулированию миграционных потоков. Это надо исправлять.
Портал «Москва наций»