ДепДела.ру в Facebook | ДепДела.ру  ДепДела.ру в Google Плюс | ДепДела.ру  ДепДела.ру в Твиттере | ДепДела.ру  ДепДела.ру в ВКонтакте | ДепДела.ру
Главная страница ДепДела.ру Служба поддержки Карта сайта
Лидеры мнений
Статистика сайта
Опрос дня
За кого будете голосовать 18 марта?:
Календарь
понедельник, 19 апреля 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
ВКонтакте:
Аналитика и статистика
Полезное:
Гайдар Егор Тимурович - Биография

Российский государственный и политический деятель; был директором Института экономических проблем переходного периода; депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого (1993-1995) и третьего созыва (1999-2003) созывов; родился 19 марта 1956 г. в Москве; окончил экономический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова в 1978 г., аспирантуру экономического факультета МГУ в 1980 г., доктор экономических наук; с 1980 г. работал в Институте системных исследований младшим, затем старшим научным сотрудником; 1986-1987 - ведущий научный сотрудник Института экономики и прогнозирования научно-технического прогресса АН СССР; 1987-1990 - заведующий отделом экономики журнала "Коммунист"; в 1990 г. был назначен редактором отдела экономической политики газеты "Правда"; весной 1991 г. стал директором созданного по его инициативе Института экономической политики при Академии народного хозяйства СССР; с ноября 1991 г. - заместитель Председателя Правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министр экономики и финансов; в феврале 1992 г. был освобожден от поста министра экономики; 2 марта 1992 г. был назначен первым заместителем Председателя Правительства и одновременно, министром финансов, отвечал за работу блока экономических министерств; 2 апреля 1992 г. был освобожден от должности министра финансов, сохранив пост первого заместителя Председателя Правительства России по вопросам экономической реформы; 16 июня 1992 г. был назначен исполняющим обязанности Председателя Правительства России; в декабре 1992 г. не был утвержден на посту Председателя Правительства VII съездом народных депутатов, в связи с чем ушел в отставку; 1992-1993 - директор Института экономических проблем переходного периода; также был консультантом Президента РФ по вопросам экономики, председателем Консультативного экспертного совета по проблемам экономической реформы; в сентябре 1993 г. указом Президента РФ был назначен министром экономики и первым заместителем Председателя Правительства РФ, в январе 1994 г. вышел из состава Правительства РФ; с 1993 г. - член правления центра "Стратегия", президент Всероссийской Ассоциации приватизируемых и частных предприятий; с июня 1993 г. - председатель исполкома предвыборного блока реформистских сил "Выбор России" (ВР); в октябре 1993 г. был избран членом Политсовета и председателем исполкома блока ВР; в декабре 1993 г. был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого созыва, был председателем фракции "Выбор России", членом Совета Государственной Думы, членом Комитета ГД по бюджету и налогам; в июне 1994 г. был избран председателем партии "Демократический выбор России" и возглавлял ее до самороспуска партии в мае 2001 г.; 19 декабря 1999 г. был избран в Государственную Думу РФ третьего созыва по федеральному списку избирательного объединения "Союз Правых Сил" (СПС), был членом фракции СПС, членом Комитета ГД по бюджету и налогам; 20 мая 2000 г. был избран одним из пяти сопредседателей Координационного совета общероссийской политической организации "Союз правых сил" на ее учредительном съезде; в мае 2001 г. на учредительном съезде партии "Союз Правых Сил" (СПС) был избран членом политсовета, выдвигался на пост председателя, но снял свою кандидатуру; в июне 2001 г. возглавил программно-идеологическую комиссию СПС; был председателем учредительного совета Международного центра исследований экономических реформ, исполнительным вице-президентом Международного демократического союза (Консервативный Интернационал), членом консультативного комитета "Аrrаbidа Мееtings" (Португалия), членом Совета по сотрудничеству в Балтийском регионе при Премьер-министре Швеции; Почетный профессор Калифорнийского Университета (Беркли, США); являлся членом редакционной коллегии журнала "Вестник Европы" (Москва), членом консультативного совета журнала "Асtа Оесоnоmiса" (Будапешт); автор более 100 опубликованных научных работ, книг "Хозрасчет и развитие хозяйственной самостоятельности предприятий" (в соавторстве с В.Кокошиным), "Экономическая реформа: причины, направления, проблемы" (в соавторстве с С.Шаталиным), "Экономические реформы и иерархические структуры", "Государство и эволюция", "Аномалии экономического роста", "Дни поражений и побед"; владел английским, испанским и сербско-хорватским языками; умер 16 декабря 2009 г.

Примечательно мнение Е.Гайдара в 1988 г., изложенное в журнале "Коммунист": "свертывание прямого контроля потребителя над поставщиком (через рынок), ограничение социалистической демократии неизбежно оборачиваются перегрузкой высших органов управления. Если предприятия разных отраслей не могут наладить нормальные, взаимовыгодные связи по поставкам, регулировать соответствующие конфликты приходится Совету Министров СССР. Если органы местного самоуправления не могут или не хотят решать вопрос о протекающей крыше - поток жалоб идет в ЦК КПСС. В то же время постоянно возникают действительно острые и неотложные проблемы, требующие внимания высших органов партии и государства: подготовка к зиме, организованное проведение уборки урожая и бесчисленное множество других".
В 1989 г. был инициатором полемики на страницах журнала "Коммунист", выступив со статьей, направленной против проекта одновременного начала 5 крупных строек в Западной Сибири, за которое ратовали В.Черномырдин, в то время министр нефтяной и газовой промышленности СССР, и другие руководители этого миинистерства. В результате возобладала точка зрения Гайдара.
Рассуждая о необходимости рыночных реформ в стране и исторических условиях их осуществления Е.Гайдар отмечал в 1989 г. на страницах газеты "Московские новости": "Революции в России выявили и острые социальные конфликты, связанные с развитием здесь капитализма, и неспособность власти их урегулировать. История не оставила шанса повторить английскую модель социального развития. Идея же, что сегодня можно выбросить из памяти семьдесят лет истории, попробовать переиграть сыгранную партию, обеспечить общественное согласие, передав средства производства в руки нуворишей теневой экономики, наиболее разворотливых начальников и международных корпораций, лишь демонстрирует силу утопических традиций в нашей стране. Программа реформы, не предусматривающая упрочения таких ценностей, как равенство условий жизненного старта вне зависимости от имущественного положения, общественное регулирование дифференциации доходов, активное участие трудящихся в управлении производством, просто нежизнеспособна. Курс на обновление социализма, включающий и демократизацию общественной жизни, и создание гибкой, динамичной, многосекторной экономики, и развитие системы социальных гарантий, не дань верности идеологическим ориентирам прошлого, а просто результат здравого анализа реальной расстановки общественных сил".
Был членом КПСС до ее запрета в августе 1991 г. Решительно осудил выступление ГКЧП и попытку государственного переворота. Провел в руководимом им институте экономической политики собрание, принявшее решение о роспуске партийной организации.
В 1991 г. выдвинул свою программу реформы экономики, главная особенность которой состояла в приоритете финансовой стабилизации над приватизацией государственной собственности. В конце ноября того же года предложил план первоочередных действий по стабилизации экономического положения: отпуская цены и зарплату при одновременном проведении жесткой финансовой политики, стабилизировать экономику и восстановить ее управляемость на рыночной основе. В 1992 г. реализовал этот план, войдя в состав "правительства реформ".
Либерализация цен сразу привела к заметному ухудшению материального положения населения. В экономике страны проявились такие негативные явления, как кризис взаимных неплатежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет.
В апреле 1992 г. на VI Съезде народных депутатов Росии экономическая политика правительства подверглась резкой критике со стороны части Верховного Совета, его председателя Р.Хасбулатова и вице-президента РФ А.Руцкого, требовавших отставки правительства. Е.Гайдар заявил об отставке правительства. Однако в итоге ситуацию удалось разрядить путем своего рода компромисса - введения в его состав представителей "директорского корпуса": В.Шумейко, Г.Хижи и В. Черномырдина.
Правительством, в котором Е.Гайдар, согласно подписанному Б.Ельциным Указу, стал исполняющим обязанности премьера, была разработана "Среднесрочная экономическая концепция", предполагавшая прекращение спада промышленного производства к 1994 г., снижение уровня инфляции до 3% в месяц, укрепление рубля и введение его конвертируемости по текущим операциям. В ходе слушаний в Верховном Совете в июле 1992 г. Е.Гайдару удалось отстоять стратегию реформ. Однако с осени 1992 г. правительство подвергалось все нараставшей критике с требованиями востановить регулирование цен и прямое вмешательство в управление народным хозяйством. Верховный Совет России признал деятельность правительства неудовлетворительной и подготовил проект закона о нем, ставящий его формирование под контроль парламента. В декабре 1992 г. в результате рейтингового голосования среди пяти претендентов в премьеры на Съезде народных депутатов РФ Е.Гайдар получил в полтора раза меньше голосов, чем Черномырдин и Скоков. В итоге правительство возглавил В.Черномырдин, а Гайдар, выйдя в отставку, возглавил специально созданный под него Институт экономических проблем переходного периода.
По оценке Б.Ельцина, "Гайдару чуть-чуть не хватило времени, чтобы сломать предубеждение к себе, к своей команде и своей программе. Он и его правительство стремительно набирались опыта. Они стали ездить по стране. Гайдар, например, встретился в Тольятти с директорами предприятий. И произошел слом отчуждения. К сожалению, команда Гайдара не успела нормально поработать с депутатами, а ведь и в депутатском корпусе произошел некоторый положительный сдвиг в восприятии молодого вице-премьера". ("Записки Президента". М., 1994).
В период конфликта между Президентом и Парламентом в 1993 г. Гайдар решительно поддержал Б.Ельцина. Его Указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ от 21 сентября 1993 г. назвал тяжелым, но вынужденным шагом, который способен решить проблему двоевластия в стране и предотвратить ужасы гражданской войны. В ночь с 3 на 4 октября 1994 г. выступил по телевидению с призывом к москвичам выйти к Моссовету на защиту демократии.
В декабре 1994 г. осудил бомбадировки Грозного и ввод войск в Чечню. В январе 1996 г. вышел из Президентского Совета в связи с событиями в Кизляре и Первомайском.
В 1995 г. в ходе подготовки к выборам в Государственную Думу второго созыва возглавил избирательное объединение "Демократический выбор России - Объединенные демократы". Призывал к объединению всех демократических сил, однако не был поддержан ведущими партиями демократического толка. В итоге ДВР потерпел поражение, не преодолев 5%-го барьера и получив всего 3,90% голосов против 15,51% на выборах 1993 г. в Государственную Думу первого созыва.
В начале кампании по выборам Президента РФ в январе 1996 г. выступил с резкой критикой деятельности Б.Ельцина и призвал его отказаться от выдвижения своей кандидатуры на второй срок. Пытался объединить демократические силы с целью выдвижения единого кандидата на пост Президента - Б.Немцова. Однако в дальнейшем поддержал кандидатуру Б.Ельцина.




Дополнительная информация: Гайдар Егор Тимурович, Галерея Гайдар Егор Тимурович, Новости Гайдар Егор Тимурович

Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Московская область Мурманская область Ненецкий АО Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Кабардино-Балкарская Республика Калмыкия Республика Карачаево-Черкесия Республика Карелия Республика Коми Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия-Алания Республика Татарстан Республика Тыва Республика Удмуртия Республика Хакасия Республика Чувашия Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский АО Челябинская область Чеченская Республика Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий АО Ярославская область