ДепДела.ру в Facebook | ДепДела.ру  ДепДела.ру в Google Плюс | ДепДела.ру  ДепДела.ру в Твиттере | ДепДела.ру  ДепДела.ру в ВКонтакте | ДепДела.ру
Главная страница ДепДела.ру Служба поддержки Карта сайта
Лидеры мнений
Статистика сайта
Опрос дня
За кого будете голосовать 18 марта?:
Календарь
вторник, 28 сентября 2021
ПнВтСрЧтПтСбВс
ВКонтакте:
Аналитика и статистика
Полезное:
Елена Омельченко: России выгодна семейная миграция
31.10.2013
В интервью проекту «Москва наций» Елена Омельченко рассуждает о том, что мешает интеграции трудовых мигрантов в российское общество, и мерах, которые
должно предпринять государство, для того чтобы это исправить.

-Существует ли, по вашему мнению, в Москве межнациональная напряженность? В чем ее причины?

- Безусловно, существует, и в последние годы чувствуется, к сожалению, все более остро. Главной ее причиной является рост миграции в Москву из зарубежных
государств и национальных субъектов РФ. На бытовом уровне конфликты возникают из-за различия в повседневном поведении, несоблюдения многими приезжими норм, официальных и негласных законов жизни в московском обществе. Большую роль в эскалации неприязни играют, к сожалению, СМИ. Они делают акцент на негативных аспектах миграции и межнациональных контактов, и практически не рассказывают о позитивных событиях. Существенно влияет на формирование негативных стереотипов по отношению к представителям близлежащих государств низкий уровень владения ими русским языком. По отношению к внутренним мигрантам, например, из кавказского региона, немаловажную роль в формировании негативных стереотипов играют экономические причины –
приезжающие в Москву молодые люди из регионов-доноров северокавказского ареала, например, по сравнению с многими московскими сверстниками, хорошо
обеспечены, что большинство москвичей считает незаслуженным. Это приводит к формированию у жителей, особенно у молодежи, чувства обиды, несправедливости,
раздражения. Совокупность этих факторов приводит к формированию мигрантофобии и ксенофобии у многих жителей Москвы. К сожалению, подавляющее большинство москвичей плохо знает историю становления российского государства как традиционно многонационального. Как это часто бывает, негативный опыт последнего десятилетия перечеркивает многое позитивное, происходившее ранее.

-На учете ФМС по Москве на декабрь 2012 года находилось 460 000 человек. Это те граждане, которые въехали в город на законных основаниях. А есть ли способы подсчета нелегальных мигрантов?

-В СМИ и общественных дискурсах при обсуждении темы нелегальной миграции наблюдается определенная подмена понятий. Проблема ведь не в нелегальной
миграции как таковой (абсолютное большинство находящихся в Москве жителей зарубежных стран въезжают легально, на законных основаниях), а в нелегальной
занятости, нелегальной трудовой деятельности иностранцев. Опять же, проблема в определении «мигрант» (мы часто сталкивались с ней в повседневной
работе, проводя исследования и пытаясь оценить число учащихся из семей мигрантов в московских школах). Кого считать мигрантом: человека без постоянной
регистрации по месту жительства в Москве? Человека, въехавшего в Москву в течение последнего года, трех, пяти лет? Человека, родившегося не в Москве? К каждому из этих толкований найдется большая доля возражений и исключений. Москвич-обыватель ведь часто выражает свое негативное отношение к людям, родившимся и давно живущим в Москве, но имеющим ярко выраженный нерусский антропологический облик и не считающим русский родным языком.

Оцениваячисло собственно нелегальных мигрантов – нелегально въехавших на территорию России в течение последнего года и оказавшихся в Москве, могу сказать, что
вряд ли их число превышает сотню тысяч человек. Слишком это ныне рискованное дело – нелегальный въезд в Россию. А вот определяя число нелегально работающих
или подрабатывающих граждан иностранных государств, вполне можно удвоить официальные данные ФМС (особенно учитывая вновь присоединенные к Москве территории). Официальных способов подсчета не знаю, могу давать только экспертную оценку, экстраполируя, опять же, данные подсчетов учащихся иностранных мигрантов в школах Москвы: что фигурирует в официальных данных и какова ситуация на самом деле.

-Что нужно изменить в миграционном законодательстве РФ, чтобы эффективнее управлять пребыванием в стране иностранных граждан?

-Считаю, что наше миграционное законодательство сейчас весьма хорошо отвечает потребностям времени. Главной проблемой остается коррупция в
правоохранительных и надзорных органах, слишком тесные связи и круговая порука, сложившаяся во взаимодействии местных органов ФМС и полиции с бизнесменами, использующими иностранную рабочую силу (зачастую нелегально) и некоторыми диаспорами. Для повышения эффективности миграционной политики нужны политическая воля, постоянный контроль над исполнителями на местах и во всех вертикалях власти, желание реально изменить ситуацию в стране, а не просто красиво отчитаться.


-Как Вы оцениваете перспективу по введению визового режима в России для граждан СНГ?

-Считаю, что строгого соблюдения ныне действующего миграционного и трудового законодательства вполне достаточно для решения накопившихся проблем.
Введение визового режима – это возможность нового витка коррупции и одновременно – значительное осложнение образовательной, культурной и гуманитарной миграции для жителей близлежащих государств, что не соответствует целям действующей Концепции государственной миграционной политики РФ.

-Что нужно сделать, чтобы снизить градус ксенофобии по отношению к гражданам, приехавшим в Москву, вообще – в Россию из других государств?

-Нужно предпринимать меры по повышению уровня информационной грамотности жителей Москвы – в том, что касается традиционной многонациональности
города, например. Нужно дать людям, не владеющим в достаточной степени русским языком, возможность выучить его – и выучить бесплатно. Как я уже говорила,
нужно, чтобы в СМИ появлялась информация не только о негативном опыте взаимодействия представителей разных национальностей, но и о положительных примерах общения.

Но главное средство профилактики ксенофобских настроений – поддержка государством проектов, в которых граждане могли бы получить личный позитивный опыт
межнационального общения.Этотподход особенно важен для детей и молодежи.

-Должны ли быть «национальные школы» в Москве? Нужно ли вводить в общеобразовательных школах какие-то предметы, связанные с языком, культурой этнических меньшинств?

 -
Конечно, в повседневной работе школы обязательно должна быть возможность знакомства учащихся с языковым и культурным многообразием мира. Дети
должны расти с убеждением, что каждый человек – ценность, и его этническая принадлежность также ценна и интересна. Форм и методов для этого разработано
множество, проблем для реализации – две: отсутствие необходимого финансирования и недостаточный уровень подготовки (квалификации) педагогов по данным
вопросам, а порой – и их психологическая неготовность к разговору с детьми на эти темы.

-Как вы считаете, должны ли иммигранты, приезжающие в Россию, получать полис обязательного медицинского страхования?

-Да, и считаю эту меру крайне необходимой. Введение обязательного медицинского страхования въезжающих на территорию РФ, вне зависимости от наличия или
отсутствия визового режима между странами, - это то, что действительно нужно. Как нельзя въехать на машине без «зеленой карты» (страховки ОСАГО) в
страны Шенгена, Беларусь и Украину, так не должно быть и возможности въезда в Россию без оплаченной медицинской страховки.

Крометого, при заключении межгосударственных соглашений о привлечении иностранной рабочей силы необходимо учитывать семейный аспект миграции. То есть
возлагать на работодателя ответственность за оплату медицинской страховки не только самого работника, но и членов его семьи, если он сюда едет вместе с женой и детьми. С точки зрения перспектив интеграции – семейная миграция более выгодна России, чем въезд отдельных иностранных работников. Приезжая с
семьей, человек в большей степени ориентирован на соблюдение законов, на включение в существующее общество, на более быструю адаптацию. Но члены семей
не упоминаются практически ни в одном нормативном документе и межгосударственном соглашении, имеющем отношение к трудовой миграции и регулированию миграционных потоков. Это надо исправлять.

Портал «Москва наций»


следующая страница → ← предыдущая страница


Добавить комментарий


Алтайский край Амурская область Архангельская область Астраханская область Белгородская область Брянская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронежская область Еврейская автономная область Забайкальский край Ивановская область Иркутская область Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Кировская область Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Московская область Мурманская область Ненецкий АО Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская область Республика Адыгея Республика Алтай Республика Башкортостан Республика Бурятия Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Кабардино-Балкарская Республика Калмыкия Республика Карачаево-Черкесия Республика Карелия Республика Коми Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Саха (Якутия) Республика Северная Осетия-Алания Республика Татарстан Республика Тыва Республика Удмуртия Республика Хакасия Республика Чувашия Ростовская область Рязанская область Самарская область Саратовская область Сахалинская область Свердловская область Смоленская область Ставропольский край Тамбовская область Тверская область Томская область Тульская область Тюменская область Ульяновская область Хабаровский край Ханты-Мансийский АО Челябинская область Чеченская Республика Чукотский автономный округ Ямало-Ненецкий АО Ярославская область