31.10.2013
- Давайте поговорим об этнокультурном образовании. Как вы смотрите на то, что в российских городах появляются общеобразовательные школы с национальным уклоном — хорошо это или плохо?
- Если это частная школа – то хорошо. Кто-то хочет открыть армянскую школу, еврейскую школу, какую угодно — ради бога, пожалуйста. Все условия должны быть
созданы для того, чтобы она свободно существовала. Но в том, что касается государственных школ, у нас есть общероссийский стандарт: в части преподавания определенных языков и дисциплин. И вот здесь уже никакой мультикультурности не должно быть. То есть за государственный счет, за бюджетные деньги мы не должны создавать специально какие-то школы.
- Но у нас в стране представители900 национальностей проживают.
- Есть национальности внутри Российской Федерации, и они равны. Поэтому если с инициативой создать свое образовательное учреждение выступит татарская, башкирская община – она имеет на это право. Но, например, по поводу грузинской школы уже возникает вопрос: а почему на деньги российских налогоплательщиков должны создаваться школы для детей граждан Грузии? Представим себе, что гражданин Российской Федерации, приехавший из любой области в Москву, получается, что у него меньше прав, чем у человека какой-то другой национальности, который приехал из другой страны, и его вдруг государство начинает поддерживать, а
своего гражданина нет. Это нонсенс. Это европейский путь, который приводит Европу в тупик; считаю, мы не должны его повторить.
- А что касается здравоохранения: кто должен платить за медицинское обслуживание иностранца — он сам, его работодатель, бюджет?
- Деньги из бюджета принимающей страны должны расходоваться на иностранного гражданина только в том случае, когда он попадает в ДТП или ему потребуется срочная медицинская помощь. В таком случае государство обязано оказать человеку скорую помощь по льготным расценкам. Во всех остальных ситуациях иностранец, безусловно, может приобрести медицинский полис за свои деньги и лечиться в любой российской клинике. Это жёстко, но другого пути я не вижу. Точно так же действует законодательство в Европе. Почему налогоплательщик должен оплачивать лечение иностранца в рамках системы обязательного медицинского страхования? Я считаю, не должен. И именно из-за таких, в общем, бытовых ситуаций и вырастает межконфессиональное, межэтническое напряжение.
- США тратят около 2 млрд долларов в год на социальное обслуживание иностранных граждан, Франция – 500 млн евро.
- Иностранец в Америке и мигрант в России изначально имеют разный статус. В Америке это тот, кто получил временную визу, вид на жительство или временное гражданство, то есть, в принципе, будущий гражданин США. В России совершенно другая ситуация.
- Можно ли давать какие-то льготы тем, кто хочет остаться у нас и в дальнейшем получить гражданство?
- Должен быть четко дифференцирован статус любого человека, независимо от национальности, а в зависимости от его гражданства. Условно говоря, первое:
гражданин Российской Федерации, имеющий постоянную регистрацию в Москве, гражданин Российской Федерации, имеющий временную регистрацию, человек, который подал заявление на получение российского гражданства, или это не гражданин Российской Федерации и не собирается им становиться, он на какой-то срок
приехал поработать. Второе: статус должен зависеть от того, из какой страны человек прибыл. Представим себе, допустим, что вы гражданин Таджикистана, подавший
прошение на предоставление российского гражданства. Таджикистан у нас входит в ОДКБ, в Евразийскую восьмерку входит, возможно, кандидат, в будущем член
Таможенного Союза, то есть, к Таджикистану может быть такое отношение, что с него за гражданство тысячу долларов, не больше это стоит. А человек приехал из
Нигерии — ну, в принципе, зачем он нам?
Если он, конечно, высококлассный специалист с дипломом врача — одна ситуация, а если просто (ну, приехалчеловек поработать) — 10 тысяч долларов.
Ничего личного. Америка на этом зарабатывает (опять же, ничего личного): права человека есть, но при этом люди платят деньги за приобретение гражданства.
Вот это вседолжно быть отстроено, всем понятно, что кто я: я приехал на работу, я приехал на учебу, я приехал лечиться, я приехал за гражданством. Все четко должно быть осмечено в зависимости от того, из какой страны я приехал, с каким образованием я приехал. Нет никакихпроблем с точки зрения прав: все имеют право стать гражданами России, все имеют право на обучение, на медицинское обслуживание, и так далее — при определенных условиях.
Некоторым людям мы можем пойти навстречу, потому что у нас есть общая история. Нет у нас Грузинской республики внутри Российской Федерации, но мы уважаем грузин. Мы можем сказать: «Для вас плата будет чисто символической - 300 долларов за получение российского гражданства». А вот, например, гражданин Китая, с учетом внешнеполитических угроз Дальнего Востока, мы можем сказать: 50 тысяч долларов стоит для гражданина Китая приобретение российского гражданства, а не взятка 500 долларов на границе. 50 тысяч в государственный бюджет. И нет никаких проблем идеологических или каких-то еще – чистая коммерция, грубо говоря.
Портал «Москва наций»